Труды мои будут вдохновенны

Гоголь, Н.В. Ревизор. Комедия в пяти действиях / Н.В. Гоголь; вступ. ст., подбор матер., историч. справка о постановках «Ревизор» и примеч. В. Филлипова.; оформл. Л. Селизалова. - М.: Детская литература, 1974. – 176 с.: ил. – (Школьная б-ка)
Комедия «Ревизор» - непревзойденное произведение мировой драматургии, подлинный её шедевр. Гоголь в этой комедии вывел на сцену русские характеры и вскрыл общественные пороки и социальные язвы, порожденные самодержавно – крепостническим строем: взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников.

Гоголь, Н.В. Шинель: повести/ Н.В. Гоголь. – М.: Художественная литература, 1976. – 320 с.
В этом «колоссальном», по словам А.И. Герцена, произведении, поставлена тема «маленького», униженного и оскорбленного, забитого человека. Автор протестует против несправедливости общественных отношений, против социального неравенства. Демократические идеи Гоголя, нашедшие выражения в «Шинели», получили дальнейшее развитие во многих произведениях передовых русских писателей XIX века.
В книгу также входят повести: «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Коляска» и др.

Гоголь, Н.В. Размышления о божественной литургии / Н.В. Гоголь; вступ. ст., коммент. Ю. Барабаша. – М.: Художественная литература, 1990. – 77 с. – (Забытая книга)
«Размышления о божественной литургии» Н.В.Гоголя – произведение религиозно – нравственного характера – практически неизвестное читателю. «Размышления» посвящены главнейшему из христианских богослужений - литургии. Гоголь ищет утешения в православном богослужении, открывая для себя в нем глубины мудрости и духовной красоты. Писатель, по воспоминаниям современников, считал это произведение «своим заветным сочинением», он хотел сделать это сочинение народным, «для пользы всех сословий».

Гоголь, Н.В. Ночь перед рождеством: повесть / Н.В. Гоголь; предисл. И.Л. Вишневской; рис. М.Соколова. – М.: Детская литература, 1981. – 63 с.: ил.
Фантастическая повесть о жизни украинского народа, в которой описание реалистических черт его нравов и обычаев сочетается с чудесным вымыслом. Сюжетная линия повести – романтическая любовь кузнеца Вакула и прекрасной девушки Оксаны.

Гоголь Н.В. Арабески. Подготовка текстов / Н.В. Гоголь. - Л.: Искусство, 1981. – 119 с.: ил.
Произведения, вошедшие в сборник «Арабески», были написаны Н.В.Гоголем в 1830-1834 годах. Девять произведений вошли в состав книги. Это единственное прижизненное издание автора. В предисловии Н.В.Гоголь писал: «Собрание – это составляют пьесы, писанные мною в разные времена, в разные эпохи жизни. Они высказывались от души, и предметом избирал я только то, что сильно меня поражало. Между ними читателя без сомнения найдут много молодого».

Гоголь, Н.В. Ревизор. Комедия в пяти действия / Н.В. Гоголь; вступ. ст. Ю. Манна. – М.: Художественная литература, 1978. – 144 с. – (Народная библиотека)
В бессмертной комедии «Ревизор» Гоголь, по собственному признанию, «решился собрать в одну кучу все дурное в Росси и за одним разом посмеяться над всем». В «Ревизоре» отражены уродство и несостоятельность всего николаевского полицейско-бюрократического режима: произвол администрации, казнокрадство, взяточничество, невежество, бесправное положение народа. Комедия подвергалась ожесточенной травле со стороны реакционной критики. Огромное художественное значение «Ревизора» заключается в типичности и яркости образов Хлестакова, городничего Сквозник-Дмухановского, судьи Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений Земляники и других персонажей пьесы.

Гоголь, Н.В. Повести / Н.В. Гоголь; предисл. С. Машинского. – 3 – е изд. – М.: Детская литература, 1978. – 286 с. – (Школьная библиотека)
Повесть была излюбленным жанром Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал важным, принципиальным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести составляют около половины художественного наследия Гоголя, включают в себя очень разные произведения, в основных чертах своих характеризующие общее направление художественного развития писателя.
Книгу составляют повести: «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Нос», «Портрет», «Шинель». Гоголь создал поэтический образ украинской земли с её прекрасной природой и жизнерадостным, честным и отважным народом, щедро одаренным талантами, наделенным лукавым юмором. Смешные рассказы перемешиваются со «страшными» сказками-легендами, настоящее чередуется с прошлым, картины действительной жизни переплетаются с народной сказочной фантастикой.
Предваряет книгу статья литературоведа С. Машинского, рассказывающая о повестях Гоголя.

Гоголь, Н.В. Миргород: Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» / Н.В. Гоголь; послесл. и примеч. В. Гуминского; худож. Ю.К. Бажанов. – М.: Советская Россия, 1985. – 256 с.: - ил. – (Библиотека юношества)
«Миргород» знаменует новый этап в творчестве Гоголя – переход к сатирическому изображению противоречий современной ему действительности. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и в «Старосветских помещиках» описана захолустная провинциальная жизнь, в котором показаны мелкие и узкие интересы обывателей. На фоне этого произведения резко выделяется величие идеалов и нравственная красота героев повести «Тарас Бульба», посвященной борьбе запорожских казаков за освобождение украинской земли из-под власти панской Польши. Повести перемежаются со «страшной» сказкой-легендой «Вий», настоящее чередуется с прошлым, картины действительной жизни переплетаются с народной сказочной фантастикой.

Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь; предисл. Л. Козловой; рис. Л. Подлясской. – 3 – е изд. - М.: Детская литература, 1976. – 173 с.: ил. – (Школьная библиотека)
В книгу входят повести «Нос», «Портрет», «Невский проспект» и «Шинель». Петербургские повести появились в самую мрачную пору крепостной России. Ненависть к тем общественным порядкам, которые уродуют человека, и глубокая любовь к русскому народу, побудила Н.В.Гоголя написать эти произведения. Своими произведениями Гоголь стремился пробудить у читателей чувство протеста против тех общественных условий, которые уродуют и принижают человека.

Гоголь, Н.В. Женитьба: пьеса / Н.В. Гоголь; худож. М. Майофис. - Л.: Искусство, 1981. - 119 с.: ил.
Первоначальное название комедии «Женитьба» носила название «Женихи». Пьеса по-своему выразительна, содержит в себе живой и острый образ комедии. В комедии «Женитьба», законченной в 1841 г., Гоголь, по словам Белинского, воспроизвел «картину нравов петербургского общества средней руки». В своей пьесе Гоголь изобразил духовное ничтожество купеческого и чиновничьего мира.

Гоголь Н.В. Шығармалары. 2- т. Миргород. - Алматы: Қазақтың мемлекеттік көркем әдебиет баспасы, 1952. - 276 б.: суретті.
Н.В.Гогольдің шығармалары қазақ тілінде оқитын оқырмандарға да таныс. 1952 жылы ұлы жазушысының қайтыс болғанына 100 жыл толуына орай жарық көрген шығармалар жинағы бірнеше томнан тұрады. Кітапхана қорында 2-5 томдары сақталған. Бұл томдарға жазушының повестері, драмалық шығармалары, поэмасы енген. Екінші томына орыс тіліндегі шыққан жинағына сәйкес «Миргород» кітабы берілген. «Ескілікті помещиктер», «Тарас Бульба», «Иван Ивановичтің Иван Никифоровичпен араздасқаны» туралы әңгімесі, Вий» туындылары енген.

Гоголь Н.В. Таңдамалы: 2 т.- Алматы: Жазушы, 1981
                       1-т. Повестер. Диканькаға таяу хутордағы кештер, Нева проспектісі, Портрет, Мұрын. - 475 б. 2-т. Миргород. Шинель. Күйме: повестер. - 423 б.
Орыстың ұлы жазушысы Н.В.Гогольдің шығармалары көптеген тілге аударылған. Ол өзінің шығармаларында халықты қанау негізіне сүйенген қоғамдық құрылысты сынап, өзімшіл қауымның жексұрын сыйқын әшкерелейді. Оның кейіпкерлерінің әрқайсысы өзіне лайық; өздерінің сөйлеу мәнері арқылы кейіпкердің кескін - келбетін, сыр-сипатын толық ашып көрсетеді.

Copyright © 1999–2008, Карагандинская ОУНБ

Rambler's Top100