Живое, могучее слово

Алтынбекова, Р.Е. Гоголевские традиции в казахской советской сатире: автореферат / Р.Е. Алтынбекова. - Алма – Ата, 1990. - 25 с.
Основная цель диссертационной работы всесторонний и глубокий анализ влияния творчества Н.В. Гоголя на становление и развитие казахской советской сатиры, выявление и вскрытие внутренних связей национальной сатиры с наследием великого классика. Исходя из чего можно определить влияние русской классической литературы на казахскую сатиру, путем обобщения научных факторов доказать тесную взаимосвязь и определить точки соприкосновения двух литератур – русской и казахской. А также индуктивным путем выявить традиции Н.В. Гоголя в сюжетно-композиционном построении произведений казахской советской сатиры, раскрыть их значение в развитии жанра, методом сравнительного анализа определить идентичные элементы в произведениях Н.В. Гоголя и национальной сатиры. Путем обобщения определить конкретное влияние гоголевского наследия на казахскую советскую сатиру и пути развития этого влияния.

Вайскопф, М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст / М. Вайскопф. - М.: ТОО "Радикс", 1993. - 592 с.
Книга израильского литературоведа М. Вайскопфа посвящена творческой и религиозно – философской эволюции Гоголя, которая рассматривается как единый, закономерный процесс. Особый интерес представляет рассмотрение некоторых произведений Гоголя в контексте масонских жизненно – эстетических стереотипов, а также рассуждения автора о гностицизме Гоголя. Исходным материалом для книги послужила его докторская диссертация "Идеологические основы сюжетосложения Гоголя", за которую он получил высшую оценку и престижную академическую премию.

Вишневская, И.Л. Гоголь и его комедии / И.Л. Вишневская. М.: Наука, 1976. – 254 с.
В монографии исследуются комедии Гоголя. Работа драматурга над пьесами показана как единый творческий процесс. В анализе каждой из пьес по-новому раскрывается новаторство Гоголя, что дает возможность более глубоко постичь идейный смысл его исканий, проблемы и поэтику его драматургии.

Войтоловская, Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор": комментарий / Э.Л. Войтоловская. – Л.: Просвещение, 1971. – 268 с.
Над основным текстом "Ревизора" Гоголь работал более шестнадцати лет. Ознакомление с отдельными этапами этой работы дает возможность проследить не только ход создания произведения, но и ее существенные стороны, как, например, неуклонное освобождение текста "Ревизор" от элементов внешнего комизма и превращение пьесы в высокую комедию.

Войтоловская,Э.Л. Н.В. Гоголь. Семинарий / Э.Л. Войтоловская, А.Н. Степанов. – Л.: Учпедгиз, 1962. – 287 с.
Книга является учебно–методическим пособием для работы в специальных семинарах по Гоголю в педагогических институтах и университетах. Авторы рассматривают на конкретном материале изучения жизни и творчества Гоголя и одновременно показывают, как эти вопросы освещаются в специальном семинаре. В темах, посвященных творчеству Гоголя, рассматривается вопрос о языке и особенностях творческого метода писателя. Приводится литература по вопросам о мастерстве писателя, особенностях его смеха.

Н.В.Гоголь о литературе. Избранные статьи и письма / вступ. ст. и примеч. Н. Богословского. – М.: Художественная литература, 1952. – 330 с.
Великий русский художник слова, произведения которого составили, по словам Белинского, "эпоху и в летописях литературы, и в летописях развития общественного сознания", был, подобно своему предшественнику и учителю Пушкину, замечательным критиком. Критические статьи и высказывания Гоголя на литературные темы имеют большую ценность, ибо в них писатель-патриот выразил свои заветные мысли о самобытности русской литературы. Помимо критических статей, в книге изложены письма Н.В.Гоголя друзьям, соратникам, писателям своего времени.

Гуковский, Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. – М.: Гослитиздат, 1959. – 529 с.
Книга создавалась Г.А. Гуковским в 1946 – 1949 годах. Работа над нею не была завершена. Настоящая книга должна была быть частью его большого, рассчитанного на несколько томов, труда, посвященного развитию реалистического стиля в русской литературе ХIХ – ХХ веков. Она продолжает написанные им ранее работы о Пушкине – "Пушкин и русские романтики", "Пушкин и проблемы реалистического стиля".

Докусов, А.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" в школьном изучении: пособие для учителя / А.М. Докусов, В.Г. Маранцман. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Просвещение, 1975. – 190 с.
Книга состоит из двух частей. В первой живо и своеобразно освещаются реальные источники комедии, идейный замысел и его художественное воплощение.
Вторая часть представляет собой оригинально разработанную систему уроков по изучению "Ревизора". Здесь обосновываются особенности изучения драматического произведения с учащимися, даются методические рекомендации по разбору сцен и сюжетных ситуаций, предлагаются различные виды работы в процессе анализа. Большое внимание при этом уделяется решению задач нравственного и эстетического воспитания.

Докусов, А.М. Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" в школьном изучении: пособие для учителя / А.М. Докусов, М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Книга состоит из двух частей. В первой дается анализ поэмы "Мертвых душ" в связи со всем творчеством Н.В.Гоголя и важнейшими проблемами русской литературы его времени; задача этой части – помочь учителю – словеснику, готовясь к работе над поэмой Гоголя, отобрать и привести в систему необходимый литературоведческий материал.
Во второй части освещается методика изучения поэмы "Мертвые души" в школе; задача этой части – помочь учителю определить этапы изучения темы, разработать систему уроков, найти методы и приемы преподавания, позволяющие соединить изучение поэмы с литературным развитием учащихся.

Елистратова, А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа / А.А. Елистратова. – М.: Наука, 1972. – 301 с.
Книга представляет собой исследование творчества Гоголя, прежде всего поэмы "Мертвые души", в связи с процессом развития западноевропейского романа ХIХ в. Определяя место "Мертвых душ" в ряду выдающихся произведений европейской прозы, автор останавливается на национальном своеобразии поэмы Гоголя, обусловленном особыми путями развития реализма в русской литературе.

Еремина, Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя. Искусство повествования / Л.И. Еремина. – М.: Наука, 1987. – 176 с.
В книге представлен опыт анализа художественной прозы Гоголя как единой образно – речевой системы. Рассматриваются приемы и речевые средства изобразительности, характеризующие стилистику гоголевской художественной прозы. В книге проанализированы образно – семантические связи, исследуются приемы развертывания иронического повествования во взаимодействии и смене планов изображения.

Зверс, Т.В. Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" в школьном изучении: пособие для учителя / Т.В. Зверс. – Л.: Просвещение, 1980. – 104 с.
В книге рассмотрены вопросы изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" приводится система уроков, даются методические советы учителю. Гоголевский текст содержит в себе поистине неисчерпаемые возможности, и, прочитанная каждый раз заново, повесть ещё долго будет открывать все новые и новые пласты, давая учителю возможность работать творчески, будить у учащихся живой интерес к произведению, развивать их в умственном, нравственном и эстетическом отношении.

Золотусский, И.П. Поэзия прозы: статьи о Гоголе / И.П. Золотусский. – М.: Советский писатель, 1987. – 240 с.
Автор – известный критик и исследователь Гоголя. В собранных здесь статьях он вводит читателя в художественный мир гениального русского писателя. Заново прочитывая произведения Гоголя – "Ревизор", "Мертвые души", "Коляска", "Записки сумасшедшего", "Тарас Бульба", автор как бы приглашает читателя к спору.

Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. – М.: Художественная литература, 1988. – 413 с.
В книге исследуется художественный мир Гоголя, отличающийся глубиной и сложностью. Автор раскрывает художественное своеобразие гоголевских шедевров. Рассматриваются проблемы поэтики Гоголя, его художественного мастерства. Творчество Гоголя разбирается на широком фоне русской и мировой литературы.

Манн Ю.В. В поисках живой души: "Мертвые души". Писатель–критика-читатель / Ю.В. Манн. – М.: Книга, 1984. – 351 с. – (Судьбы книг)
Необычна судьба "Мертвых душ". Письма, воспоминания освещают с новой, порой неожиданной стороны и рождение замысла, принятого словно эстафета, от Пушкина, и трагедию второго тома. Уникален в русской литературе и ход создания поэмы, отношения Гоголя с читателем. Перед нами раскрывается диалог Гоголя с читающей публикой – чтение новых глав, жажда критики, поправок, свежих материалов изо всех уголков России. С большой силой воссозданы мучительные творческие поиски Гоголя, его роль для современников, ожидания, споры вокруг "Мертвых душ".

Маркович, В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя: монография / В.М. Маркович – Л.: Художественная литература, 1989 . 208 с. - (Массовая историко – литературная библиотека).
Автор книги исследует пять повестей Н.В. Гоголя, посвященных петербургской теме, вводя читателя в глубь изучаемого текста, вовлекая его в самый процесс анализа, побуждая вдумываться в тонкости построения и смысла гоголевских повестей. Выясняются особенности гоголевской фантастики, изображение человека в петербургских повестях, раскрывается сущность представлений Гоголя о современном ему состоянии мира, о судьбе человечества, о будущем России.

Машинский, С.И. Историческая повесть Гоголя / С.И. Машинский. – М.: Советский писатель, 1940. – 246 с.
Художественно – историческое творчество Гоголя разнообразно в своих жанровых формах. Оно выразилось и в повести, и романе, и драме. Но лишь в повести историзм Гоголя достиг своей зрелости и глубины. И с этой точки зрения представляет особый интерес "Тарас Бульба" - произведение, отразившее наиболее ярко и полно своеобразие исторического мышления художника, индивидуальную неповторимость его поэтической культуры.

Машинский, С. "Мертвые души" Н.В. Гоголя / С. Машинский. – 2-е изд. – М.: Художественная литература, 1978. – 117 с.
В книге рассказано о творческой истории произведения "Мертвые души". О его идейном и художественном своеобразии, необычных жанровых и композиционных особенностях, языке и стиле, о духовной драме, которую пережил Гоголь в последние годы своей жизни, когда работал над вторым томом " Мертвых душ", о том, что вызвало трагическое сожжение готовой рукописи.

Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя / С.И. Машинский. – М.: Просвщение, 1971. – 512 с.
Книга посвящена творчеству Гоголя и ряда других русских писателей ХIХ века, а также различным проблемам современного литературоведения.

Николаев, Д.П. Сатира Гоголя / Д.П. Николаев. – М.: Художественная литература, 1984. – 367 с.
Автор прослеживает формирование и развитие сатирических принципов типизации в творчестве писателя, подчеркивает роль А.С. Пушкина в становлении Гоголя – сатирика, анализирует основные сатирические произведения художника. Привлекая малоизвестные эпистолярные и мемуарные материалы, исследователь показывает жизненные истоки сатиры Гоголя и раскрывает ее обобщающий характер.

Смирнова, Е.А. Поэма Гоголя "Мертвые души" / Е.А. Смирнов; отв. ред С.Г. Бочаров. - Л.: Наука, 1987. – 197 с.
Книга вводит в устоявшиеся представления о "Мертвых душах" ряд новых аспектов. Рассматривается попытка Гоголя дать в поэме синтез духовных богатств нации с дописьменных времен до Пушкина и Грибоедова. Показано, как средствами ассоциативной поэтики писатель углубляет содержание произведения, создавая рядом с ее "открытым" текстом разнообразные образы – символы.

Смирнова-Чикина, Е.С. Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души": комментарий: пособие для учителя / Е.С. Смирнова-Чикина. – Л.: Просвещение, 1974. – 319 с.
Историко-бытовой комментарий расширяет сведения изучающих "Мертвые души" в разнообразных областях истории, быта, языка. Комментарий показывает на конкретном материале, в чем именно заключалось освобождающее воздействие "Мертвых душ" на умы и сознание современников.

Турбин, В.Н. Герои Гоголя: книга для учащихся / В.Н. Турбин. – М.: Просвещение, 1983. – 127 с.
Книга представляет собой популярное введение в поэтику великого русского писателя. Автор приучает юных читателей к внимательному, творческому чтению литературной классики, побуждает школьников к самостоятельным историко-литературным гипотезам, воспитывает их филологически, заставляет мыслить. Книга знакомит с художественным временем и пространством в его произведениях, раскрывает сложную систему фольклорно-мифологических мотивов его творчества, показывает переклички гоголевских произведений с творчеством его современников и прежде всего – А.С. Пушкина.

Язык Н.В. Гоголя: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с. - (Библиотека филолога).
Рассматривается литературно – языковая позиция Гоголя, дается представление о стилистической организации речевого материала в различных типах художественного текста. Большое место отведено характеристике своеобразия художественного изложения в гоголевской прозе.

Copyright © 1999–2008, Карагандинская ОУНБ

Rambler's Top100