Гоголь и искусство
Гоголь Н.В. Избранные статьи / Н.В. Гоголь; предисл. И. Золотусского. – М.: Современник, 1980. – 332 с. – (Библиотека "Любителям российской словесности")
В сборник вошли статьи великого русского писателя о литературе и искусстве. В целом они дают полное представление о Гоголе-критике, Гоголе – публицисте, о его художнических привязанностях и мировоззрениях.
Гоголь и театр / сост. М.Б. Загорский. – М.: Искусство, 1952. – 568 с.: ил.
Театр для Гоголя являлся особенно высоким и общественно-важным родом искусства. "Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь", - писал Н.В.Гоголь. Для него театр – "кафедра", трибуна, с которой автор обращается к публике, к самым широким кругам зрителей. Драматургия Гоголя далеко опередила развитие мировой драматургии IX и наметила путь к тому подлинно реалистическому и передовому театру, которым в дальнейшем пошла русская драматическая литература.
Мацкин А.П. На темы Гоголя. Театр. Очерк / А.П. Мацкин; послесл. Е.И. Поляковой. – М.: Искусство, 1984. – 375 с.: ил.
Книга знакомит читателя с наиболее значительными гоголевскими спектаклями советского театра 20-х годов – начала 30-х годов "Ревизором", "Мертвыми душами" К.С.Станиславского и "Ревизором" В.Э. Мейерхольда. Это исследование, в котором широко использованы ранее не опубликовавшиеся архивные материалы. Очень ценны и личные зрительские впечатления автора. В книге запечатлен процесс зарождения и воплощения творческого замысла и анализируется художественный результат работы, сценические образы, созданные актерами.
Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников: очерки. / Н.Г. Машковцев. – М.: Искусство, 1955. – 164 с.: ил.
Тема настоящих очерков – творческие взаимоотношения Гоголя и современных ему художников. Естественно, что рассматриваются, прежде всего, произведения Гоголя, его письма и статьи, касающиеся живописи, и произведения художников, безусловно, ему близких по своим художественным взглядам, - А.Г.Венецианова и Александра Иванова.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. Мочульский; сост. В.М. Толмачев. – М.: Республика, 1995. – 607 с. – (Прошлое и настоящее).
Читатель впервые получает возможность познакомиться с лучшими произведениями ученого, критика и философа Константина Васильевича Мочульского (1892-1948). Написанные в жанре творческой биографии, его работы "Духовный путь Гоголя" (1934), "Вл. Соловьев. Жизнь и учение" (1936). "Достоевский. Жизнь и творчество" (1947) образовали своеобразную трилогию, содержательно раскрывающую тему религиозно-философского понимания творчества. Книга может быть полезна как специалистам, так и тем, кто интересуется духовным наследием русской культуры.
Посвящение Н.В. Гоголю: Линогравюры и монотипии В.Б. Зелинского: альбом / авт. вступ. статей Б.Е. Ефимов, Ю.П. Кузнецова. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 48 с.: ил.
Линогравюры и рисунки художника В.Б.Зелинского, воспроизведенные в альбоме, представляют собой образное прочтение произведений Н.В.Гоголя. Художник заставляет зрителя по-новому ощутить и понять ироническую улыбку и сатирический пафос Гоголя. Образ Гоголя как бы сопровождает своих героев: рядом с композициями на темы "Петербургских повестей", "Ревизора", "Мертвых душ"- портрет создателя этих произведений. В альбоме около 40 тоновых репродукций.
Степанов Н. Искусство Гоголя – драматурга / Н. Степанов. – М.: Искусство, 1964. – 247 с.: ил.
Книга написана известным литературоведом, автором многих работ о Н.В.Гоголе, профессором Н.Л.Степановым. Эта работа – об особенностях драматургического мастерства великого писателя, о смелом новаторстве Гоголя в области драмы и сценического искусства.
Раскрывая глубокое идейное содержание и высокое художественное совершенство бессмертных комедий, автор показывает огромное значение его драматургии не только для развития русского реалистического театра, но и всей мировой драматической литературы. В книге говорится о непреходящем значении гоголевской драматургии. В ней рассматриваются также театральные взгляды Гоголя, высоко ставившего общественное назначение театра.
Тюменева, Г.А. Гоголь и музыка / Г.А. Тюменева. – М.: Музыка, 1966. – 215 с.
Роль Гоголя в истории музыкальной культуры неизмерима. Все выдающиеся произведения русских и украинских композиторов на гоголевскую тематику были связаны с постановкой и осуществлением важнейших проблем, выдвинутых русской музыкальной эстетикой XIX века. С именем Гоголя пришли в музыку новые идеи, новые художественные задачи, блестяще и разнообразно осуществленные классиками, раскрылись новые черты народного музыкального гения. Его произведения легли в основу оперного искусства. Это опера "Утоплена" ("Майская ночь") автор Н.В.Лысенко, "Кузнец Вакула", "Тарас Бульба", автор П.И. Чайковский, "Вий" автор А.Л.Горелов и другие. Сюжеты повестей Гоголя манили к себе композиторов, прежде всего своей сценичностью, возможностью создавать широкие полотна из жизни народа.