| Есть имена, перед которыми бессильно  само время. Это те, кто, молнией вспыхнув, рано угас, кто в благородном порыве  ушел от нас в самые цветущие годы. Имя Саттара Ерубаева – в ряду тех, кто имеет  право жить в веках.Саттар Ерубаев был заметным явлением  в казахской литературе 30-х годов. Он оставил небольшое, но ценное  литературное наследие.
 Он был писателем, а считал себя  воином на боевом посту, был поэтом, но главную цель жизни видел в исполнении  гражданского долга.
 Саттар Ерубаев родился в 1914 году в  ауле Туркестанского района   Южно-Казахстанской области. Сначала он учился грамоте у аульного муллы,  но сбежал от него. В 1923 году стал учиться в школе Туркестанского детдома,  которую успешно окончил в 1927 году. После школы работал в Туркестанском  райкоме комсомола, затем его командировали в Алма-Ату на подготовительные курсы  для поступления в вуз.
 В 1930 году Саттар Ерубаев поступил  в Ленинградский государственный университет. За хорошую учебу Ерубаев ежегодно  удостаивался премии университета. В 1933 году успешно защитил дипломную работу  на тему «Русский неоромантизм и казахская национальная литература». Саттар  Ерубаев был оставлен в аспирантуре. Однако еще до окончания аспирантуры его  направили в родную республику на ответственную работу, которая в те годы  нуждалась в квалифицированных кадрах.
 Годы учебы в Ленинграде дали Саттару  Ерубаеву не только глубокие знания, но и позволили ему ознакомиться с  величайшими сокровищами мировой культуры.
 В Алма-Ате он приступил к работе:  вначале – заведующим литературным отделом в газете «Ленинская смена», затем – в  «Лениншил жас»,  где потом стал  заместителем ответственного редактора. Одновременно работал ассистентом кафедры  философии Высшей сельскохозяйственной школы – читал лекции, вел семинарские  занятия.
 Саттар Ерубаев принимал активное  участие в подготовке и проведении I съезда писателей Казахстана в 1934 году. Он  был принят в члены Союза писателей СССР.
 В 1934 году по заданию партии он  поехал в Караганду для организации молодежной газеты, работал редактором этой  газеты.
 Карагандинский период жизни Саттара  Ерубаева весьма благоприятно повлиял на его профессиональную, творческую  деятельность. Работа в газете давала возможность глубже осмыслить  действительность, познакомиться с шахтерами и их буднями, собрать материал для  будущего романа «Мои сверстники».
 В 1935 году Саттар Ерубаев вернулся  в Алма-Ату, принял участие в работе Союза писателей в связи с 15-летним юбилеем  республики.
 Жажда знаний, желание закончить  аспирантуру вновь приводят его в Ленинград. В 1935-1936 году он учился в  аспирантуре Ленинградского университета, но слабое здоровье не позволило ему  продолжать учебу.
 По возвращении в Алма-Ату он до  конца своей жизни был доцентом кафедры казахской литературы  Казахского педагогического института.
 В начале 1937 года болезнь  обострилась, и Ерубаев был направлен на курорт. Несмотря на тяжелое состояние,  писатель старался не отрываться от творческой деятельности.
 2 июня 1937 года смерть оборвала  творческий путь яркого, набиравшего силы таланта.
 За свою короткую жизнь Саттар  Ерубаев вырос в значительного писателя и занял достойное место в казахской  литературе. Его новеллы, стихи и роман «Мои сверстники» вошли в ее золотой фонд  и вызывают живой интерес современных читателей.
 С.Ерубаев  начал свою литературную деятельность в 30-х годах. На страницах республиканской  молодежной газеты появлялись его оригинальные стихотворения, очерки и  критические статьи.
 Писательское  творчество С.Ерубаева сочеталось и дополнялось его повседневной журналистской  деятельностью. Его никогда не покидало стремление отстаивать все новое в жизни  и бороться со всякой рутиной. И это нашло отражение в его публицистических  выступлениях в печати. Очерки «Лицо жизни», «Четыре девушки», «С Октябрем  пришла новая жизнь в аул» написаны с большим мастерством.
 В творчестве  писателя значительное место занимала поэзия. Он создал ряд ярких, самобытных  поэтических произведений. Впервые в истории казахской литературы С.Ерубаев  начал писать пародии, эпиграммы и баллады. Им созданы баллады «Рапорт о жизни»,  «Осенний фрагмент», «Женчуг», «Три шахтера», «О бессмертной жизни». Эти  небольшие по объему, но глубокие по содержанию произведения ставят С.Ерубаева в  число талантливых поэтов нашего времени.
 Большое  внимание Саттар Ерубаев уделял прозе как жанру, с помощью которого можно  наиболее правдиво и полно описать жизнь людей. В рассказах, новеллах стремился  к глубокому раскрытию духовного мира человека.
 Роман  С.Ерубаева «Мои сверстники» занимает видное место среди произведений 30-х  годов, посвященных теме рабочего класса, теме труда. Он был опубликован в 1939  году, уже после смерти писателя, и выдержал несколько изданий.
 О романе «Мои  сверстники» очень точно сказал Сабит Муканов: «…роман Ерубаева читается с  большим интересом, несмотря на то, что автор не успел его доработать, и многие  места остались почти черновыми набросками. У Саттара Ерубаева была настоящая  страсть социалистического писателя, была поэтическая оригинальность. И он шел  правильным путем, вырабатывая художественные обобщения из конкретного  жизненного материала».
 В романе –  рассказ о строительстве Карагандинского угольного бассейна. Главная идея романа  – становление человека новой эпохи. В «Моих сверстниках» изображена советская  действительность, дружба казахских и русских рабочих, созданы характеры рядовых  людей.
 Саттар Ерубаев  не успел довести свою работу до конца, роман остался незавершенным.
 Кроме романа,  писатель совместно с М.Жангалиным составил «Хрестоматию по литературе» для 10  класса казахской школы.
 С.Ерубаев  занимался переводами с русского языка: он перевел некоторые произведения  К.Чуковского, Ю.Березина, А.Суркова, И.Эренбурга.
 В 1966 году  творчество Саттара Ерубаева было отмечено премией ВЛКСМ.
 В 1957 году  вышел из печати однотомник его избранных стихов, новелл, рассказов и очерков.
 В 1989 году   в Туркестане был открыт мемориальный музей, который в 1995 году был преобразован в литературно-культурный музей имени Саттара Ерубаева.
 |