Арт-обзор "Помни войну"
и туманна!
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же,
вовсе не странно
Помнить всё то,
что когда-то касалось всех нас.
Сила воздействия настоящего искусства с годами не ослабевает. Эта истина умножает акценты в теме литературы о Великой Отечественной войне: искусствоведческие исследования, мемуары деятелей культуры, популярные обзоры, эссе, поэтические сборники. Библиография литературы об искусстве на фронтах Великой Отечественной огромна. А ретроспектива уходит к первым юбилейным датам Великой Победы, удивительным образом не удаляя, а приближая стоп-кадры такой долгой и страшной войны, делая их зримыми. "Сколько бы ни прошло времени, всё остаётся в памяти таким же живым и ярким, как в те далекие времена. Иногда какое-то слово, запах дыма, строчка песни – и вдруг посреди обыденного разговора четко и ясно, как в кинокадре, возникает перед тобой чье-то лицо, дорога в ночном лесу или чайник на столе в кубрике…" – эти строки из воспоминаний Рины Зеленой. ("Искусство в боевом строю. Воспоминания. Дневники. Письма. – М., 1985). – "Трудно удержать в памяти все места, даты, встречи, имена, рукопожатия, но то, что ушло из памяти, осталось в сердце. И если сегодня вы увидите, как немолодой человек стремглав бежит по улице навстречу какой-то тетке в шляпе, а потом они обнимают друг друга и не могут говорить, а только ревут, как маленькие, – знайте, что это не брат с сестрой, не родственники – это фронтовые друзья, которые нечаянно встретились в большом городе".
Люди искусства на фронтах Великой Отечественной войны… Их рассказы о живых и павших, прославленных и безымянных, взволнованно и убедительно говорят о беспримерной силе искусства, которое с честью выдержало испытания и осталось таким, каким оно и должно быть – жизнеутверждающим. И этим убеждением проникнуты издания, разные по датам выпуска, объему."Когда гремели пушки", "Искусство в боевом строю", "Талант и мужество", "Подвиг актера", "Военные художники".
В них удивительно ощущение времени – кажется, вчерашнего, а прочтёте несколько строк – и звучат живые голоса, встают перед глазами картины их маршей, боев, переходов, выступлений концертных бригад, артобстрелов. Хронологическая точка отсчета этих дневников, очерков, воспоминаний, репортажей, документов – 22 июня 1941 года, когда каждый из них почувствовал себя "мобилизованным и призванным" и вносил свой вклад в дело Победы – выступлением на импровизированной сцене, созданием спектаклей и кинофильмов, поднимающих боевой дух, стихов и песен, ставших вскоре народными.
…Как-то в самом начале войны в "мосфильмовской" многотиражке появилось небольшое стихотворение, которое начиналось так:
Как дом, в котором ты живешь,Оберегай страны просторы…
Написал это стихотворение редактор сценарного отдела киностудии "Мосфильм" Федор Кравченко. И когда режиссер Илья Трауберг начал работать над фильмом-концертом "Возвращайся с победой!", он в поисках подходящего текста обратил внимание на эти патриотические стихи. Враг приближался к Москве, на "Мосфильм" падали зажигательные бомбы, было особенно тревожное время, Трауберг спешил. Фильм-концерт очень нужен был в тылу и на фронте. И однажды наступил день, когда с экрана полилась лирическая и вместе с тем суровая, полная внутренней силы песня:
Иди, любимый мой, родной!
Суровый день принес разлуку…
Враг бешеный на нас пошел войной.
Жестокий враг на наше счастье поднял руку.
Иди, любимый мой, иди, родной!
Десятилетия звучат песни, вошедшие в музыкальную сокровищницу, ставшие символом стойкости, верности и веры в победу. Перелистайте сборники "Друзья-однополчане", "Любимые песни военных лет", "Эхо прошедшей войны", "Мелодии воинской славы", "Песни, звавшие на подвиг". На страницах этих книг – истории создания песен, родившихся в годы Великой Отечественной войны и популярных, любимых послевоенных песен: "Священная война", "Шумел сурово брянский лес", " Катюша", "В землянке", "Песня о Днепре", "Дороги" "Алеша", "Березы", "Бухенвальдский набат" – они давно звучат в наших в эфире и наших сердцах. Но, возможно, истории их возникновения вам не знакомы, – откройте любую страницу, и вы услышите и песню, и рассказ о её рождении.
В истории искусства периода Великой Отечественной войны музыка блокадного Ленинграда занимает особое место, а перечисление изданий потребует значительного времени. Вот лишь некоторые из них: Крюков А. Музыка в городе – фронте (Л., 1975); Музыка в кольце блокады (М., 1973); Крюков А. Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда (Л., 1985); Музыка осажденного города. Театр музыкальной комедии в годы блокады (Л., 1973).
Музыкальная жизнь осажденного Ленинграда, – она продолжалась, несмотря на нечеловеческие условия блокады. Воспоминания её участников открывают перед нами страницы героической истории беспримерного подвига.
…Слабеющие день ото дня оркестранты, держась за стены домов, пробирались под обстрелом на репетиции оркестра Ленинградского радио, который давал также открытые концерты, собиравшие полные залы. Не все добирались до места репетиции или концерта, не всем удавалось вернуться домой… Только три самых тяжелых зимних месяца 1941 года оркестр молчал, а в последующие годы работал регулярно, и столь же регулярно перед ним появлялся во фраке и белом воротничке, как всегда, строгий и подтянутый, но похудевший, дирижер – Карл Элиасберг.
"За дирижерский пульт встал Элиасберг. Долгими аплодисментами встречают дирижера собравшиеся. Эти аплодисменты – награда дирижеру за труд, упорный и настойчивый, труд, создавший оркестр, за творческую, быструю подготовку симфонии в тяжелых условиях осажденного города. Мгновение тишины – и начинается музыка". Не один раз объявлялась воздушная тревога, но никто не покидал зала. А после концерта музыканты спешили на крыши, чтобы выполнять свои обязанности дежурных. Выдающимся событием в музыкальной жизни страны явилось исполнение 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде под управлением К. Элиасберга Седьмой симфонии Шостаковича. Не многие сегодня помнят, что первые симфония была исполнена сначала в Куйбышеве, затем в Москве, но "это была ленинградская симфония, она родилась в Ленинграде в самые критические для него дни",– вспоминал Дмитрий Шостакович.
Искусству блокадного Ленинграда, сохранению культурных ценностей посвящено немало литературы, и, собранная воедино, она является свидетелем незабываемого подвига всех ленинградцев, и, в частности творческим подвигом деятелей искусства. Офорты, репродукции живописных полотен, карандашные зарисовки, плакаты, произведения скульптуры – они достойны отдельного разговора…
Война существенно изменила не только привычные формы работы мастеров искусства, в, частности, работы художников, но и само содержание искусства. Особую роль стала играть графика – плакат, листовки, станковый и газетно-журнальный рисунок, – оперативность которой сразу выдвинула её на передовые позиции искусства.
С первых дней фашистского вторжения самым массовым искусством становится политический плакат. Решая задачу массовой агитации и пропаганды, плакат развивался в многообразных формах. Наряду с листами обычного формата печатались плакаты меньших размеров, рассчитанные на пространство кабины танка, самолета, блиндажа и фронтовой землянки; они печатались в газетах, на почтовых открытках, обложках книг и журналов, на этикетках спичечных коробков… В некоторых городах выходили своеобразные серии плакатов или плакат-газеты, как, например, литографированные плакаты ленинградского "Боевого карандаша". По всей стране распространялись "Окна ТАСС" (М.,1970). Оригиналы "Окон" тиражировались вручную, с помощью прорезных трафаретов, и поэтому их тираж не превышал тысячи экземпляров, но они были оперативнее и появлялись в витринах магазинов, на заборах, стенах жилых домов одновременно со сводками Информбюро. Свойственный плакату призывно-ораторский тон в годы Великой Отечественной войны достигал высокой патетики. В "Оконах ТАСС" раскрылось художественно зрелое, умное искусство Кукрыниксов в жанре карикатуры. В художественном стиле военного плаката заметны не только преемственность, но и использование ранее найденных приемов.
Большой вклад в художественную летопись Великой Отечественной внесли художники, работавшие на фронте. Кроме постоянных художников газет и журналов, на фронт систематически выезжали бригады художников Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Еревана, Баку и других городов, постоянно работали на фронте бригады Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Война резко повысила значение конкретного факта, точного документа. Портреты участников событий, героев сражений, фронтовой пейзаж местности, названной в сводке, – всё это жадно воспринималось читателем, ждавшим от читателя точности и правды. И фронтовые дневники, как и изобразительное творчество военных художников, обретают сейчас значение документа. В сборнике "Военные художники Студии имени М.Б. Грекова на фронтах Великой Отечественной войны". Воспоминания. Дневники. Документы. Письма. (Л. Художник РСФСР, 1962) читатель найдет имена Николая Аввакумова, Петра Кривоногова, Николая Жукова, Виктора Дмитриевского, – двадцать пять имен, фрагменты двадцати пяти героических биографий, на страницах которых и оборона Москвы, и Севастополь, и Курская дуга, и форсирование Днепра, и бои за Одер, и взятие Берлина, и, наконец, Нюрнбергский процесс. Исчезает временная дистанция, когда звучит со страниц сборника голос Николая Николаевича Жукова (24 июня 1944 года): "Гул артиллерии слабо слышен, только с правого фланга. Бригада наша идет вперед, бой чуть слышен. Перед местом нашей стоянки возникло три могилы. В одной лейтенант, которого недавно рисовал Евстигнеев. Страшное новое чувство, какое сейчас не объяснить". Его не объяснить и шестьдесят и сто лет спустя.
Для нас, казахстанцев, особое значение имеет альбом, отразивший подвиг народа, увиденный глазами художников – земляков. Вышедший к 40-летию Победы в издательстве "Өнер", альбом "Художники Казахстана – участники Великой Отечественной войны" хранит память о мастерах, чье творчество послужило становлению и славе изобразительного искусства Казахстана. Здесь репродуцируются лучшие их произведения, а также картины погибших на фронте художников: А. Заковряшина, Л. Гербановского, А. Евдакова и других. 116 репродукций 44 мастеров из разных городов Казахстана, работающих в разных жанрах. Особой признательностью отзываются в душе имена карагандинцев Петра Кузьмича Антоненко, Владимира Кузьмича Ворохобина, Раймкула Есиркеева, Павла Ивановича Реченского, Александра Филипповича Сизинцева. Многие из работ, представленных в альбоме, находятся в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева.
"Четыре года в шинели : фронтовые дневники художницы Софьи Урановой 1942 -1945 годов" (М.: Сов. художник, 1967. - 134 с.). Ученица Михаила Нестерова и Павла Корина, до войны при содействии М.Горького она совершила путешествие по Западной Европе с целью ознакомиться с шедеврами мирового искусства в музеях Италии, Англии, Франции, Германии, Польши. Весной 1942 года она добровольно вступает в ряды Красной Армии, где служит до 1946 года. Её славный боевой путь – вместе с 12 гвардейской дивизией – Калуга, Тула, Орел, Украина, Белоруссия, Брест, Прибалтика, Польша, Германия. Весну Софья Уранова встретила на Эльбе. За годы войны Софья Уранова сделала большую серию зарисовок и рисунков с натуры. Значительная их часть приобретена Государственной Третьяковской галереей. Выполненные карандашом, они часть жизни автора. Откройте на любой странице, – вы увидите и услышите войну –так четко озвучены дневниковые записи: вы услышите и скрип повозок, и разрывы снарядов, и свист пуль, и рев моторов, и шаг колонны и шелест карандаша по бумаге. 54 рисунка проникнуты военной жизнью, емкой и страшной, наполнены тревогами, болью и мечтой. И ещё об авторе. Наделенная талантом рисовальщика, С. Уранова привлекает к себе внимание и как фронтовой писатель. На страницах ее дневника органичны… и грохот боев, и пейзажные зарисовки, и бесконечные дороги войны, и раскаленные жерла пушек и чувство товарищества.
"Памяти великого подвига", "Вечным сынам Отчизны", "Подвигу 40 лет", "Памятники славы и бессмертия", "Навечно в памяти народной", "Советские плакатисты – фронту", "Великая Отечественная война в произведениях советских художников", "Мир отстояли – мир сохраним" – многочисленны альбомы с репродукциями картин и фотографиями, иллюстрирующими историю создания мемориальных комплексов. Набат памяти звучит с их страниц. В каждом мемориале – история, за каждым именем – человек и его жизнь и часто – подвиг. Силой художественного обобщения произведения, собранные в этих книгах, можно приравнять к историческим документам: образные аналогии и ассоциации, возникающие во время просмотра фотографий и репродукций, являются властным средством психологического воздействия.
Героической симфонией вливается в сознание кинохроника военных лет, представленная в книгах и альбомах: "Великая Отечественная война 1941-1945 в фотографиях и кинодокументах", "Кинолетопись Великой Отечественной", "Их оружие кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров. 1941–1945 (М., 1984), Устинов А. С "лейкой" и блокнотом (М., 1985). За 1418 дней войны фронтовые кинооператоры сумели заснять правдивую кинолетопись ратных подвигов советских людей, запечатлеть их несгибаемую волю к победе, их победу над самым жестоким, самым коварным врагом человечества.
Художественный кинематограф СССР развивал тему подвига с первых дней войны, не зная, какой жестокой она будет и как долго продлится. Сегодня в этой сокровищнице сотни кинофильмов. Можно много говорить об их достоинствах, но бесспорно одно: они обладали огромной мобилизующей силой, вселяли надежду, помогали ждать и побеждать. Кроме того, опыт, накопленный деятелями кино за годы Великой Отечественной войны, помог в становлении нового жанра послевоенного кинематографа – военного художественно-документального фильма, в поиске новых средств выразительности. Анализ этой деятельности за шестьдесят пять послевоенных лет отражен в многочисленных публикациях – от монографий до тоненьких брошюр.
Общее собрание всей литературы о Великой Отечественной войне в искусстве – это библиотека в библиотеке, насчитывающая около пятисот изданий. Эта коллекция неоценима. Она вне временных и географических границ. Это наша история.